Организация дистанционного обучения

Сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением коронавирусной инфекции в мире, вынуждает на принятие ряда оперативных мер. Министерство просвещения Российской Федерации рекомендовало школам временно переходить на дистанционные формы онлайн-обучения.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом). Такой образовательный процесс проходит вне стен школы, высшего или другого учебного заведения. Все задания можно выполнять на своем компьютере. В расписании планируется вся работа учащегося по каждому предмету. Указываются темы, которые необходимо изучить, и задания, которые необходимо выполнить, время проведения онлайн-уроков, сроки выполнения тестов, контрольных и практических работ. Дистанционное обучение происходит в режиме онлайн в соответствии с государственной программой.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных форм обучения:

  • веб-занятия;
  • чат-занятия;
  • теле- и видеоконференции;
  •  виртуальные классные комнаты;
  •  онлайн-тестирование;
  • видеоуроки;
  • дистанционные курсы;
  • электронная почта (в том числе и списки рассылки);

Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Обучающийся, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения.

Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио- и видеоносителях (при их наличии).

Школьники и студенты работают через электронно-информационные ресурсы, персональные сайты преподавателей и систему дистанционного тестирования.

Использование технологий дистанционного обучения имеет свои положительные стороны, так как позволяет:

  • проводить обучение большого количества человек;
  • повышать качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.;
  • создавать единую образовательную среду (равные условия обучения для каждого участника образовательного процесса);
  •  не беспокоиться по поводу неусидчивости ребёнка или его плохого поведения, так как образовательный процесс проходит на дому;
  • у каждого ученика есть возможность посмотреть интерактивный урок столько раз, сколько нужно, чтобы усвоить материал;
  • учащиеся научаться распределять своё время, так как поймут, какие задачи требуют больше усилий и внимания;
  • обучающиеся и учителя могут взаимодействовать в асинхронном режиме, то есть чёткие временные рамки не установлены.

Однако в ДО есть и свои риски, связанные с тем, как регулировать день ребёнка и его время перед компьютером.

Обучающиеся в дистанционной форме имеют все права и несут все обязанности, предусмотренные Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и уставом учебного заведения. К школьникам государство предъявляет одинаковые требования по освоению программы, вне зависимости от того, занимаются они дистанционно или в стенах учебного заведения. Так, школьники как минимум должны освоить программу в пределах ФГОС. Также они должны пройти промежуточную и итоговую аттестации. При дистанционной форме обучения текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательными учреждениями традиционными методами (то есть посредством очных зачетов, контрольных и прочего) или с использованием дистанционных образовательных технологий.

Школы свободны в выборе методов и платформ дистанционного обучения – они сами выбирают, что и как использовать, и если они с чем-то работали раньше, им не надо переучиваться. Кроме того, дистанционное обучение – это не только онлайн-формат.

Учителя дают детям задание, дети могут выполнять самостоятельные работы, а также заниматься исследовательскими и творческими проектами под руководством педагога. Однако существует ряд интернет-ресурсов, способных сделать ДО более эффективным и полезным перечень ресурсов:

рекомендации для педагогов по организации ДО

шаблон лист корректировки ТПвРП СОШ27

инструкция для обучающихся по организации ДО

положение о ДО и с использованием ЭОР в СОШ27

прил1кпр115 перечень ресурсов при организации ДО

рекомендации по организации ДО родителям

СОШ27 заявление о переводе на обучение с использованием ЭОиДОТ

СОШ27 регламент организации обучения с применением ДОТ

СОШ27приказ115от231020_ОрганизацияРаботы

СОШ27приказ138от141220_окончание2четверти